aalitvin (aalitvin) wrote,
aalitvin
aalitvin

Не наши проблемы

Оригинал взят у sergeyhudiev в Не наши проблемы

Увидел пародийную икону, нарисованную (и размещенную на улице) в ходе
известных музыкально-художественных упражнений. Гельман вывесил фотографию. Вспомнил, что сети ходила ссылка на текст св.Иоанна Златоуста, где он говорит о том, чтобы давать по морде богохульникам. При этом суровые православные ревнители цитировали это с комментариями типо “вот он истинно святоотеческий путь” , либералы цитировали с комментариями “вот он звериный оскал поповский”.

Тут возникает интересная проблема, связанная с тем, что либералы и консерваторы играют в принципе по разным правилам.


Либерал, желающий заняться кощунством и именно кощунством, назовет его как-то иначе - “политическим выступлением”, “актом современного искусства” и даже “молитвой”. Если бы консерватор попробовал играть по либеральным правилам, то он бы, поколотив кощунника, назвал бы это как-то иначе - например, “рукопожатием”. “Гляжу мол, гражданин актуально художествует, я ему и рукопожал с левой. Потом, в знак сердечной дружбы и признания его таланта, рукопожал с правой. Эти проявления любви и дружества почему-то не нашли понимания у этого косного, зашоренного гражданина, и он стал кричать полицию. Явились сатрапы режима, поволокли меня в участок. И за что? За рукопожатия! Созовите иностранных корреспондентов, пусть весь мир узнает - путинский режим объявил рукопожатия вне закона! Вот, бедного меня преследуют за то, что я рукопожимаюсь не совсем ортодоксальным путем. Заступится ли Хиллари Клинтон за тех, кто рукопожимается не так, как диктует ему косное, погрязшее в традициях общество? Сво-бо-ду! Сво-бо-ду!”

Но это - не наш метод. А если спрашивать о том, можем ли мы сами, по собственной инициативе, прибегать к насилию для пресечению безобразий - то ответ тут - нет, этим должно заниматься государство. Это его работа, а не наша, ковбойский самосуд (отчасти извинительный тем, что у ковбоев до ближайшего полицейского участка было весьма далеко) - не наша традиция. Ссылаться на цитату из Златоуста тут не стоит - у св.отцов могли быть частные мнения, не принятые полнотой Церкви, и не каждое св.отеческое высказывание следует рассматривать, как обладающее абсолютным авторитетом.

В этом, конечно, есть явная ассиметрия - играя по либеральным правилам, можно было бы просто облить Какатора мочой, напустить ему в офис тараканов, перевернуть его машину и объявить это высокохудожественным перформансом. Боян, правда, будет, но я не слышал чтобы “Война” взяла на это исключительный копирайт. А кому не понравится - тот некреативное быдло, и вместо того, чтобы употреблять куриц художественно, их тупо жрет. Но это не наши правила и не наша игра. Поэтому мы должны воздерживаться от незаконных и, тем более насильственных действий. Мы мирные, законопослушные граждане, безобразий и драк не учиняем.

Но вот когда от нас требуют, чтобы мы не давали и закону нас защищать - это нет, спасибо. Когда гопник скачет перед вами, глумливо приговаривая “ну дай мне в морду, ну дай, ну дай, ну дай”, вам не стоит давать ему в морду - но не стоит и препятствовать полицейскому увести его в участок. Более того, вы не согрешите, если прямо обратитесь к полицейскому с просьбой задержать безобразника.

И писать письма в защиту задержанного не стоит - он вас об этом не просил. Понимаете, не надо лезть, куда не просят. Надо иметь немного деликатности. Если люди принципиально не ищут милости - а их покровители стараются утяжелить их положение, без каких-либо возражений с их стороны - оставьте их закону.

Если человек прав, и совершил нечто, о чем не сожалеет, но напротив, гордится, он имеет право на свою точку зрения. Если Вы совершите нечто похвальное и справедливое, смело обличите тирана, выступите против зла, создадите значимое произведение культуры,  а вас за это ввергнут во узы и будут грозить всякими карами, а потом, помурыжив некоторое время, скажут - ну ладно, мы добрые, мы милосердные, иди на свободу, да кланяйся, скотина неблагодарная - это будет не милосердием, а издевательством. В рамках закона нельзя предлагать прощения тому, кто не виноват, ему можно предлагать только справедливость.

Прощение, заповеданное Христианам, в библейском контексте означает одну простую вещь - отказ от личной мести. И вот тут ясно, что никакой личной мести, никаких ответных перформансов нам не позволено. Но от нас не требуется тащить из-под тяжелой руки закона людей, которые решительно не желают быть вытащенными. Проблемы, которые какаторы создают себе и друг другу - это исключительно их проблемы.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments