aalitvin (aalitvin) wrote,
aalitvin
aalitvin

Внутренняя логика десяти казней.

Оригинал взят у ortheos в Внутренняя логика десяти казней.

Мне всегда было интересным , почему именно такие, а не какие- то еще десять казней были наведены на Египет.
Поскольку точно такие же казни (по-крайней мере, аналогия совершенно прозрачная) будут наведены на последнее человечество, то мысль о том, что смысл именно в таких казнях и именно в таком порядке несомненный. Причем смысл должен быть достаточно на поверхности, ведь это наказание (в слав. научение) , а наказание-научение без смысла и без понимания того , что происходит - абсолютно бессмысленно.

Совершенно не претендуя на проникновение в глубины , вот какая пришла в голову мысль.


Что десять казней совершенно ясно связаны с десятью заповедями. Что учение-наказание было не столько для фараона и египтян, сколько для созерцавших их израильтян. Разница - тоже очевидная - в том, что заповеди идут от самой великой и важной к самой легкой, а казни наоборот, были от самой легкой до самой тяжелой.

Поэтому естественно сопоставить 10 казней и 10 заповедей, взятых в обратном порядке - от самой простой к самой важной. И действительно, суть казней коррелирует с сутью заповедей.
10.

"Не пожелáй жены́ и́скрен­няго тво­егó, не пожелáй дóму бли́жняго тво­егó, ни селá егó, ни рабá егó, ни рабы́ни егó, ни волá егó, ни ослá егó, ни вся́каго скотá егó, ни всегó, ели́ка сýть бли́жняго тво­егó."

"и взéмъ Аарóнъ жéзлъ свóй, удáри вóду рѣ́чную предъ фараóномъ и предъ рабы́ егó, и преложи́ всю́ вóду рѣ́чную въ крóвь:
и ры́бы я́же въ рѣцѣ́ изомрóша, и воз­смердѣ́ся рѣкá, и не можáху Еги́птяне пи́ти воды́ от­ рѣки́, и бя́ше крóвь по всéй земли́ Еги́петстѣй"... "Ископáша же вси́ Еги́птяне о́крестъ рѣки́, да пiю́тъ вóду: и не можáху пи́ти воды́ от­ рѣки́."


Вода из реки - "богатство аще течет - не прилагай сердца". Чужое достояние через зависть превращается в кровь и отобранное -отчаянно смердит, так что человек не в состоянии им пользоваться.

9. Не послýше­ст­вуй на дрýга сво­егó свидѣ́тел­ст­ва лóжна.

"А́зъ побивáю вся́ предѣ́лы твоя́ жáбами: и изры́гнетъ рѣкá жáбы, и излѣ́зшя вни́дутъ въ дóмы твоя́ и въ клѣ́ти лóжницъ тво­и́хъ, и на постéли твоя́ и въ дóмы рабóвъ тво­и́хъ и людíй тво­и́хъ, и въ тѣ́ста твоя́ и въ пéщы твоя́, и на тя́ и на рабы́ твоя́ и на лю́ди твоя́ воз­лѣ́зутъ жáбы."


Жабы, которые лезут и в дома, и в еду и в печи, и залазят на самих людей - точнейшее и доходчивейшее изображение клеветы и лжи.

8. Не укрáди.

"Прострé ýбо Аарóнъ рукóю жéзлъ и удáри въ пéрсть земнýю: и бы́ша скни́пы въ человѣ́цѣхъ и въ скотѣ́хъ, и во вся́кой пéрсти земнóй бы́ша скни́пы во всéй земли́ Еги́петстѣй."


Неуловимый комар, неслышно и нечувствено садящийся на человека , ворующий кровь и оставляющий после себя зуд - это вор, который неслышно ворует у человека его "кровь" - средства к существованию и оставляющий после себя зуд - постоянную досаду о внезапной потере. Причем образ точный до мелочей. Как комар пьет кровь не для того, чтобы насытиться , а для откладывания яиц, так и любимое самооправдание воров - "я не для себя стараюсь, а для детей". И опять деталь - в десятой заповеди собственность ближнего связана  с кровью - и здесь.

7. Не прелюбы́ сотвори́

"Сотвори́ же Госпóдь тáко: и прiи́де пéсiихъ мýхъ мнóже­с­т­во въ дóмы фараóновы и въ дóмы рабóвъ егó и во всю́ зéмлю Еги́петску, и поги́бе земля́ от­ пéсiихъ мýхъ."


Опять точнейший образ блудной страсти - как навязчивая осенняя муха, которую стоит согнать, как она тут же садится рядом на то же самре место. .Причем не просто мухи, а "песии мухи". Почему "песии"? "Пес возвращается на свою блевотину" - описание апостолом Петром человека, подверженного блудной страсти. Кстати , и еще одна любопытная деталь в совпадении - мухи вьются вокруг еды и напитков, и блудная страсть атакует в первую очередь любящих поесть и попить .

6. "Не убíй."
"И сотвори́ Госпóдь глагóлъ сéй на ýтрiи, и и́змре вéсь скóтъ Еги́петскiй"


Опять совпадение - там не убий - здесь умерщвление животных. Может быть, животных по той причине, что убийство не есть полная смерть (которая вторая), а только умерщвление тела, или показывает, что как египтяне после умерщвления животных вынуждены были переносить тяжести сами, став животными, так и убийца становится из человека вьючным животным, обременным тяжестью преступления .

5. "Чти́ отцá тво­егó и мáтерь твою́, да блáго ти́ бýдетъ и да долголѣ́тенъ бýдеши на земли́ блáзѣ, ю́же Госпóдь Бóгъ твóй даéтъ тебѣ́."

"Речé же Госпóдь къ Моисéю и Аарóну, глагóля: воз­ми́те вы́ пóлны рýцѣ пéпела пéщнаго, и да разсы́плетъ Моисéй къ небеси́ предъ фараóномъ и предъ рабы́ егó: и да бýдетъ прáхъ по всéй земли́ Еги́петстѣй, и бýдутъ на человѣ́цѣхъ и на скотѣ́хъ гнóйнiи стрýпи, горя́щiи на человѣ́цѣхъ и на скотѣ́хъ по всéй земли́ Еги́петстѣй."


Там "да благо ти будет и долголетен будеши на земле" , здесь - "да будет прах по всей земли Египетстей и да будут гнойнии струпи".
Явное противоположение.

Кидать прах в небо - точный и лаконичный образ греха Хама.

4. "Пóмни дéнь суббóтный, éже святи́ти егó: шéсть днíй дѣ́лай и сотвори́ши [въ ни́хъ] вся́ дѣлá твоя́: въ дéнь же седмы́й, суббóта Гóсподу Бóгу тво­емý: да не сотвори́ши вся́каго дѣлá въ óнь ты́ и сы́нъ твóй и дщéрь твоя́, и рáбъ твóй и рабá твоя́, и вóлъ твóй и осля́ твоé и вся́кiй скóтъ твóй, и при­­шлéцъ обитáяй у тебé: занé въ шести́ днéхъ сотвори́ Госпóдь нéбо и зéмлю, мóре и вся́ я́же въ ни́хъ, и почи́ въ дéнь седмы́й: сегó рáди благослови́ Госпóдь дéнь седмы́й и освяти́ егó."

"Прострé же Моисéй рýку на нéбо, и Госпóдь дадé грóмы и грáдъ, и течá­ше óгнь по земли́, и одожди́ Госпóдь грáдъ по всéй земли́ Еги́петстѣй: бя́ше же грáдъ и óгнь горя́щь со грáдомъ, грáдъ же мнóгъ зѣлó зѣлó, якóвъ не бы́сть во Еги́птѣ, от­нéлѣже бы́ша лю́ди въ нéмъ. Порази́ же грáдъ во всéй земли́ Еги́петстѣй от­ человѣ́ка до скотá, и вся́ку травý я́же на пóли порази́ грáдъ, и вся́ древá я́же на поля́хъ сотрé грáдъ:"


И здесь точная параллель. Там в сотворении - небо и земля. и все , что в них - здесь с неба побивается огнем и градом земля и все, что в них. Но и этого мало - немаловажная деталь и в словах Господа перед седьмой казнью, которая прямо относится к "дню покоя" :"ны́нѣ ýбо потщи́ся собрáти скóтъ твóй, и ели́ка ти́ сýть на пóли: вси́ бо человѣ́цы и скóти, ели́цы áще обря́щут­ся на поля́хъ и не вни́дутъ въ дóмъ, падéтъ же на ня́ грáдъ, и́змрутъ.""



3. " "Не вóзмеши и́мене Гóспода Бóга тво­егó всýе: не очи́ститъ бо Госпóдь прiéмлющаго и́мя егó всýе."

"И воз­дви́же Моисéй жéзлъ на нéбо, Госпóдь же наведé вѣ́тръ ю́жный на зéмлю во вéсь тóй дéнь и во всю́ нóщь: ýтро бы́сть, и вѣ́тръ ю́жный взя́ прýги,и наведé я́ на всю́ зéмлю Еги́петскую: и нападóша на вся́ предѣ́лы Еги́петскiя мнóзи зѣлó: прéжде си́хъ не бы́ша сицевíи прýзи, и по си́хъ не бýдутъ тáко, и покры́ша лицé земнóе, и истлѣ́ земля́: и снѣдóша всю́ травý земнýю и вéсь плóдъ древéсный, и́же остáся от­ грáда: не остáся зелéно ничтóже на дрéвѣхъ и во всéй травѣ́ пóльнѣй, по всéй земли́ Еги́петстѣй."


Саранча делает напрасным великий труд земледельца и мгновенно уничтожает все, о чем он заботился. Там призывание имени Господа всуе (как сделал перед этим фараон), здесь - все труды всуе. Может, здесь в виде саранчи изображаются и мысли. которые тучами атакуют человека во время молитвы, делая ее всуе, пожирая ее подчистую.

2. "Не сотвори́ себѣ́ кумíра и вся́каго подóбiя, ели́ка на небеси́ горѣ́ и ели́ка на земли́ ни́зу, и ели́ка въ водáхъ подъ землéю:
да не поклони́шися и́мъ, ни послýжиши и́мъ: áзъ бо éсмь Госпóдь Бóгъ твóй, Бóгъ ревни́тель, от­дая́й грѣхи́ отéцъ на чáда до трéтiяго и четвéртаго рóда ненави́дящымъ менé,
и творя́й ми́лость въ ты́сящахъ лю́бящымъ мя́ и храня́щымъ повелѣ́нiя моя́."


"Прострé же Моисéй рýку свою́ на нéбо, и бы́сть тмá, мрáкъ, бýря по всéй земли́ Еги́петстѣй три́ дни́:
и не ви́дѣ никтóже брáта сво­егó три́ дни́, и не востá никтóже от­ одрá сво­егó три́ дни́, всѣ́мъ же сынóмъ Изрáилевымъ бя́ше свѣ́тъ во всѣ́хъ [жили́щахъ], въ ни́хже пребывáху."

Идолослужение - как кромешная тьма вплоть до самых домов, в которой человек не в состоянии увидеть в другом человеке брата - и даже встать никто не может душой. Только в домах Богопочитателей был свет - причем он переходил вместе с ними из дома в дом , как Богопочитание - настоящий свет.

1. Азъ éсмь Госпóдь Бóгъ твóй, изведы́й тя́ от­ земли́ Еги́петскiя, от­ дóму рабóты:
да не бýдутъ тебѣ́ бóзи инíи рáзвѣ менé."


Самый страшный грех против самой высокой заповеди - и самая страшная казнь - умерщвление первенцев.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments